Обзор активной акустической стереосистемы Airpulse A100

Компания Edifier хорошо известна своими сравнительно недорогими мультимедийными продуктами. Совсем недавно мы говорили про акустику Edifier R1280DBs, которая оказалась весьма достойным представителем своего класса устройств. Но бюджетные колонки уже много лет не являются единственным направлением работы производителя, есть у него в линейке решения и подороже, и поинтереснее.


Правда, выпускаются они под дочерним брендом, что вполне логично и позволяет не допустить путаницы. Началось все с того, что с десяток лет назад руководство компании решило осваивать новые сегменты рынка и пригласило посотрудничать нескольких известных иностранных специалистов. Одним из них оказался Фил Джонс — музыкант и разработчик акустических систем с крайне обширным опытом работы.


Наиболее широко известен он как создатель мониторов ближнего поля Acoustic Energy AE-1, которые активно используются в известных студиях — в качестве примера в маркетинговых материалах часто приводят легендарную Abbey Road. Во время работы в Boston Acoustics он запустил линейку акустики Lynnfield, а в конце 90-х создал компанию American Acoustic Development (AAD), которая занимается разработкой и производством акустики и усилителей. В 2002 году Филом была основана еще одна компания — Phil Jones Bass, которая специализируется на разработке усилителей для бас-гитар.


В общем, Фил Джонс предоставил знания и навыки, компания Edifier — производственные мощности, а на выходе получилась акустика под брендом Airpulse, унаследовавшая целый ряд черт от профессиональных мониторов. В первую очередь, конечно — рупорный ленточный твитер собственной разработки. При этом система вполне адаптирована под домашнее использование: у нее есть пульт ПДУ, целый ряд возможностей проводного подключения, собственный ЦАП и даже поддержка Bluetooth. Сегодня мы поговорим про самую компактную и сравнительно доступную модель в линейке — Airpulse A100.


Упаковка и комплектация

К упаковке производитель подошел максимально ответственно — даже некоторые «премиальные» устройства, попадавшие к нам в руки, были упакованы куда проще. К нам колонки пришли в коробке из неокрашенного картона, на которую были нанесены название акустики и краткие характеристики.


Внутри этой коробки мы обнаружили… еще одну коробку — практический полный клон первой. Уж не знаем, с чем это связано — может, производитель так заботится о сохранности, может российский дистрибутор добавляет еще одну упаковку от себя по каким-то внутренним причинам…


Колонки в упаковке удерживаются пенопластовыми вставками и дополнительно упакованы в тканевые мешки — учитывая глянцевую отделку, такая предосторожность явно не будет лишней.


Кабели и ПДУ поставляются в отдельной коробке с пластиковым ложементом, куда они аккуратно уложены. Сверху все накрыто прозрачной крышкой — смотрится отлично, да и удобно.


В комплект поставки входят сами две колонки — активная и пассивная, плюс множество аксессуаров:


В общем, производитель максимально позаботился о пользователе, что приятно. Даже запасные ножки и перчатки есть, не говоря уже про весьма полезные подставки из плотного поролона, позволяющие избавиться от лишних вибраций и немного наклонить переднюю плоскость колонок.


Пробежимся по всем предлагаемым кабелям. Начать стоит с межблочного. Его длина — 3 метра, этого хватит, чтобы широко расставить колонки и достичь выраженного стереоэффекта. Сделано все очень солидно, используются 5-контактные коннекторы, общий диаметр кабеля с оплеткой — порядка 8 мм.


Оптический кабель тоже выглядит достойно, силиконовые заглушки позволяют не беспокоиться о чистоте коннекторов. Длина — 1,5 метра.


Кабель RCA — миниджек 3,5 мм имеет длину 1,7 метра, коннекторы «позолоченные» — все как положено.


Все то же самое можно сказать и про кабель RCA—RCA. Правда, он почему-то покороче: 1,5 метра.


Кабель USB A — USB B довольно стандартный, выглядит так же, как миллионы его собратьев, которыми мы привыкли подключать внешние аудиокарты или принтеры, например. Длина — 1,7 метра.


Пульт дистанционного управления компактный, с приятными округлыми гранями. Питается он это одного элемента CR2025, который идет в комплекте. Подробнее про ПДУ мы поговорим в главе, посвященной управлению устройством.


Ну и приятный бонус — тканевые перчатки и салфетка для протирки глянцевого корпуса. К появлению пятен от прикосновений он склонен ничуть не больше, чем другие поверхности с лаковым покрытием, но вот такая забота производителя — это довольно трогательно. Ну и как способ подчеркнуть «премиальность» колонок тоже работает, конечно.


Дизайн

Акустическая система изготавливается в трех цветах — черном, белом и красном. У нас на тестировании был белый вариант. Дизайн сдержанный, но при этом очень привлекательный за счет скругленных углов корпуса, лакового покрытия и контрастного цвета излучателей.


Как мы уже упоминали выше, в комплекте с акустикой поставляются подставки из плотного поролона, которые помогают избавиться от лишних вибраций, а заодно — наклонить переднюю плоскость колонки. Последнее будет полезно при настольном размещении в непосредственной близости от слушателя, чтобы направить динамики в сторону его головы, а не груди.


Угол наклона колонок при размещении на подставках составляет 15° — как раз достаточно для описанных выше целей.


Заодно посмотрим на боковые стенки. Создается ощущение, что глянец весьма неустойчив к появлению царапин, но проверять мы это, естественно, не стали. В любом случае, обращаться с акустикой имеет смысл как можно аккуратнее.

Сверху тоже ничего особо интересного — просто глянцевая поверхность. Симпатично, но требует регулярного ухода, пыль на колонках видна сразу и издалека.


На дно наклеены небольшие резиновые ножки. Наклеены хорошо, ровно, функцию свою выполняют. На активной колонке видны четыре винтовых крепления источника питания, на который мы посмотрим чуть ниже.


На передней панели расположены излучатели, активная также оснащена рядом индикаторов, справа от которого виднеется логотип Hi-Res. На нижнюю часть пассивной нанесено название устройства.


Верхний рупорный ленточный излучатель с неодимовым магнитом разработан непосредственно Филом Джонсом. Внутреннее отверстие рупора прикрыто металлической сеткой.


Ниже расположен пятидюймовый НЧ/СЧ-динамик с высокопрочной диафрагмой из магниево-алюминиевого сплава.


Под динамиком находится небольшой экран, на котором демонстрируется активный вход. И никакой другой информации — даже громкости нет, что для устройства такого класса и ценового сегмента немного странно, конечно.


 
 
 

На задней стенке активной колонки размещена панель подключения и управления, о которой мы подробно поговорим чуть ниже.


У пассивной колонки в этом месте расположена маленькая панель с портом для соединения с активной.


Овальное отверстие фазоинвертора выведено на заднюю панель, так что размещать колонки вплотную к стенам явно не стоит.


Конструкция

Настало посмотреть на внутреннее устройство колонок. Первым делом взглянем на драйверы. Они закреплены на винтах и легко снимаются.


Маркировка на ленточном рупорном твитере гласит, что модель называется 32NT, а разработана она Филом Джонсом — даже подпись автора имеется. Информации в материалах производителя о ней немного: алюминиевая лента, магнит из неодима… Ну и, конечно, высокая чувствительность, широкий диапазон частот, большое разрешение и так далее.


НЧ/СЧ-динамик имеет маркировку F51NT, также мы видим, что его импеданс — 4 Ом. Полностью литая алюминиевая корзина выглядит весьма солидно, из описания производителя мы также знаем, что катушка имеет диаметр 35 мм и намотана плоским проводом.


Под динамиком видна плата источника питания, экранированная с помощью медной пластины. К сожалению, вернуть ее обратно после демонтажа будет сложно — пришлось оставить на месте.


Но взглянуть на нее поближе нам ничего не мешает — как минимум, можно рассмотреть указанные на плате параметры. Собрано все надежно, но за счет многочисленных следов термоклея выглядит немного неаккуратно, ниже мы с этим еще столкнемся.


Корпус A100 изготовлен из MDF толщиной 18 мм, изнутри он полностью покрыт поролоном с волнообразной поверхностью.


Сняв заднюю панель, вновь видим блок питания, но уже с другой стороны. Закреплен он на совесть, конечно.


Провода помещены в поролоновые трубки, закреплены хомутами — видно, что конструкция продумана, к сборке производитель подошел ответственно. Но есть нюансы.


Посмотрим на плату с обратной стороны. Вот все, вроде замечательно. Но многочисленные следы на ней оставлены далеко не нашим фотографом. Как говорится, «на скорость не влияет». Но вкупе с подтеками клея выглядит как-то неопрятно, а устройство-то не из бюджетного сегмента.


Ну и, наконец, сама плата. Бросим беглый взгляд сбоку, после чего перейдем к самому интересному.


Система использует два усилителя Texas Instruments TAS5754M класса D, выдающих по 40 Вт в стереорежиме. По центру виден сравнительно крупный 16-ядерный процессор XMOS. Выше расположена Texas Instruments PCM9211, решающая сразу несколько задач по обеспечению приема, обработки и передачи цифрового сигнала. В описаниях на английском она называется Digital Audio Interface Transceiver (DIX) with Stereo ADC and Routing, что можно перевести как «приемопередатчик цифрового аудиоинтерфейса со стерео АЦП и маршрутизацией». Поддержка Bluetooth реализована на базе расположенной в левом верхнем углу Qualcomm CSR8645 с поддержкой кодека aptX, к этому мы еще вернемся.


За кабелем на фото выше спрятался ARM-микроконтроллер STM32F072 производства STMicroelectronics — покажем и его.


Подключение

Подключаем колонки друг к другу, включаем питание — тут все как обычно. Выше мы уже замечали, что размещать их вплотную к стенам или другим препятствиям не стоит, так как отверстие фазоинвертора выведено назад. Вариантов подключения к источникам звука у Airpulse A100 множество, все разъемы расположены на задней стенке. Есть два аналоговых входа с разной чувствительностью — Aux и PC (450±50 мВ и 550±50 мВ соответственно). Плюс оптический цифровой вход и, конечно, разъем USB-B.


При подключении к ПК посредством USB колонки сразу определяются как аудиоустройство и не требуют установки дополнительных драйверов. Максимально поддерживаемая частота дискретизации — 192 кГц, как и заявлено производителем.


Поддерживается беспроводное подключение посредством Bluetooth 4.1 — версия не самая свежая, но и акустика была выпущена далеко не вчера, простим ей это. Зато поддерживается aptX, что мы на всякий случай проверили с помощью утилиты Bluetooth Tweaker.


Подключение осуществляется стандартным образом: после активации Bluetooth система пытается подключиться к «знакомым» устройствам, а если не получается — активирует режим сопряжения. Ну и под конец отметим наличие выхода RCA для присоединения сабвуфера, который наверняка пригодится любителям «глубокого баса» и тем, кто захочет использовать Airpulse A100 в качестве компонента домашнего кинотеатра.

Управление

На задней панели также находятся клавиша включения питания и три регулятора. Самый верхний — валкодер без ограничения угла вращения изменяет громкость, а при нажатии переключает входы. Нижние два — потенциометры с ограничением угла вращения отвечают за регулировку уровня высоких и низких частот. Регулировать эти параметры с помощью ПДУ, соответственно, не получится. Что немного неудобно, учитывая расположение ручек на задней стенке.


Пульт управления крайне прост, да и размером невелик. Сверху расположена кнопка питания, далее мы видим «колесо», позволяющее выбирать входы одним нажатием. Ниже еще три клавиши — управления громкостью и отключения звука. В руке пульт лежит хорошо, кнопки нажимаются с приятным усилием и ощутимым кликом. Вот только расположены они практически вровень с корпусом, людям с крупными пальцами может быть слегка некомфортно.


Звук и измерения АЧХ

Наши ожидания от звучания Airpulse A100 изначально были довольно высоки — постоянные акценты производителя на громком имени создателя, наличие ленточного твитера и не самая низкая цена сделали свое дело. И, надо сказать, по большей части эти ожидания вполне оправдались. Начнем, как всегда, с низкочастотного диапазона.

Требовать от динамика ∅127 мм слишком многого явно не стоит — на «глубокий бас» есть только намек, не более того. Как уже отмечалось выше, если он сильно нужен — активный сабвуфер в помощь, соответствующий разъем имеется. Зато непосредственно низкочастотный диапазон отлично проработан и совершенно лишен «бубнения» — напротив, в нем есть панч и скорость, которые отлично себя показывают и в игре на контрабасе какого-нибудь Рона Картера, и в непрерывных ударах по бас-бочкам мастеров бластбита — Ника Баркера, например.

При этом низкочастотный диапазон не нарушает общего баланса микса и не мешает восприятию СЧ-регистра, который подается вполне ровно. Музыкальный материал звучит пусть и не очень «ровно» — все же мы имеем дело не со студийными мониторами, но в натуральности ему не откажешь. Детализация при этом намного выше, чем мы привыкли ожидать от акустики такого размера и ценовой категории — здесь Airpulse A100 нас прямо удивили.

Ленточный твитер, о котором мы уже сказали немало, а производитель — еще больше, тоже свое дело знает. Высокие частоты не слишком яркие, начисто лишены традиционных для них проблем и выдают очень «подробный» звук — тот случай, когда можно услышать мельчайшие нюансы треков, но при этом не ощущать раздражающих акцентов на ВЧ-диапазоне. Тональный баланс в целом отстроен очень хорошо, звучание получается мягким и комфортным. Ну и от впечатлений — к графикам АЧХ.

Получены они традиционным для наших обзоров способом: при расположении микрофона по нормали к плоскости динамика колонки на расстоянии 60 см. Первый вполне четко иллюстрирует сказанное выше.


При смене типов подключения график изменяется, но крайне мало. Тут больше следует ориентироваться на комфорт использования в той или иной ситуации.


Посмотрим на график кумулятивного затухания спектра (он же «водопад» или waterfall). Видно, что «горб» в низкочастотном диапазоне довольно протяженный. Не хочется думать, что так «гудит» корпус — как мы видели выше, производитель принял все меры, позволяющие избавиться от ненужных резонансов. Да и на слух никакого «гудения» уловить не удалось. Будем считать, что это особенность работы фазоинвертора с овальным раструбом.


На задней стенке активной колонки есть регуляторы частот — проверим их работу. Судя по маркировке, они дают изменения в диапазоне ±3 дБ, на практике получилось даже поменьше. Для начала попробуем покрутить НЧ-регулятор.


Видно, что работает регулятор деликатно, зато искажений звука нет даже в крайних его положениях. Слегка подстроить тональный баланс под себя можно, а сильно изменять его и необходимости нет — как уже отмечалось, звучит акустика сбалансированно. Примерно то же самое можно сказать и про регулятор высоких частот.


Под конец посмотрим на горизонтальную дисперсию звука. Все очень даже неплохо, направлять колонки в сторону слушателя нужно, но следить за этим можно не слишком строго.


Итоги

Рассматривать Airpulse A100 как настольную акустику могут только обладатели больших столов, хотя производитель непрозрачно намекает именно на такое использование, добавляя в комплект подставки из плотного поролона, позволяющие немного наклонить колонки. Но уж если удастся их разместить, в остальном они вряд ли разочаруют. Комплектация крайне богатая, возможности подключения обширные, внешний вид тоже радует. Ну и звук, что называется «на все деньги», а может — даже и лучше. Конечно, бюджетной акустику не назовешь, но по соотношению стоимости и качества она явно выигрывает у большинства конкурентов в своем ценовом сегменте.